ПРОЕКТ "ПРИРОДА"
(Эту заявку на издательский проект "Природа" я передал издательству "ТЕРРА" в конце 1995 года. Мое предложение благосклонно рассматривалось, но осуществить этот проект помешали события дефолта 1998 года)
Предлагаю Вашему издательству осуществить издание произведений русской и зарубежной литературы, необходимых для создания в нашей стране системы Экологического воспитания (образования) подрастающего поколения и формирования общей в обществе природоведческой культуры, без которой, как показывает отечественный и зарубежный опыт, невозможно успешно противостоять разрушительным антропогенным процессам на Земле. Даже при самых строгих природоохранных законах разрушение среды нашего обитания продолжается, если общество не обладает необходимой суммой знаний о жизни природы - только уважение к любой живой жизни, только точные представления о том, к каким разрушениям в природной среде приведет тот или иной твой шаг, могут быть гарантией того, что жизнь на нашей планете сохранится в достойном качестве.
Чтобы более точно определить задачи, которые должны быть решены с помощью проекта "Природа", надо прежде всего пояснить, что такое экология (экологическое воспитание, образование)...
Экология - слово сложное, образовано оно двумя греческими словами. Одно из них - ecos или oikos , что означает жилище, местопребывание; другое - logos - наука. Таким образом, "экология" может быть переведена на русский язык, как "наука о местопребывании, жилище, доме". Наука дает такое определение задач экологии: "Экология изучает те стороны отношений организмов со своей средой, от которых зависит успешность их развития, выживания и размножения".
Итак, наука "экология" в нашем понимании - это наука о связях, существующих в природе и помогающих живым организмам успешно развиваться, размножаться и в конце концов выживать. И без акцента на эти связи, без выявления их, без демонстрации их нет и не может быть никакой темы в природоведческой литературе!
Первый шаг у наших детей к изучению природы начинается со встречи с ней, с приобретения факта живой природы. Этим задачам и должны служить первые книги о природе, адресованные детям. Показать, восхитить, заинтересовать - здесь должен включиться эмоциональный аппарат. Это и есть самый первый шаг, который должен обслуживаться природоведческой литературой, адресованной прежде всего самым маленьким нашим гражданам. ("А это, детишки, снегирь. Грудка у него красная, будто обмороженная. А голосок тихий, приятный, как игрушечная флейта: "фью-фью, фью-фью..." А это - чижик. "Чилик-чилик", - попискивает чижик, будто выговаривает свое имя... и т.д.")
Такое знакомство обычно остается в памяти и открывает дорогу к первым знаниям живой природы, где тот же добродушный снегирь, милый чижик и занятная чечетка - не просто сумма знакомств-фактов, а птицы, например, зимующие в наших краях... Так шаг за шагом и преподносится гармоничное многообразие мира природы. А дальше наступает пора и главной науке - экологическому образованию... И теперь снегирь - не просто добродушная, зимующая у нас птица, но и "почему зимующая". Здесь ребенок уже узнает, что снегирь питается ягодами рябины, семенами клена и ясеня, а за неимением таковых и семенами сорных трав (так демонстрируются и утверждаются пищевые или трофические связи). Теперь мы узнаем, что снегирь может появляться в наших краях не только в начале зимы, но и в конце зимы (почему?). И снова открывается влияние пищевых факторов на поведение птицы. И тут рядом со снегирем мы видим дерево рябину и ищем ответ на вопрос: почему не каждый год у рябины бывает одинаково обильный урожай ягод (когда большой урожай ягод рябины, снегири дольше не появляются у нас под окнами)?.. Дальше - больше, и мы обязательно перейдем к хозяйственной деятельности людей, которая так или иначе касается жизни птицы. Тут встанет перед нами фактор беспокойства - птица, например, может покинуть свое гнездо, если к нему проявит интерес человек. Усилится в нашем лесу фактор беспокойства, и тут же сократится в лесу число пернатых. А сельское хозяйство, а лесное хозяйство?.. Вот так, просматривая все связи той же птицы с лесом, с полем, с людьми, мы и выстраиваем наши объективные, современные, экологические знания живой природы, оцениваем обязательно ее ранимость (без тревоги за судьбу окружающей нас природы, без знания истоков этой тревоги нет экологических знаний!).
Вот такие знания природы и должны идти сегодня к нашим детям прежде всего с помощью грамотной природоведческой литературы (художественной, научно-художественной, научно-популярной), несущей систему знаний о жизни среды нашего обитания. Создать такую систему знаний с помощью книги и предполагает настоящий издательский проект "Природа".
Проект "Природа" осуществляется параллельным изданием нескольких серий, каждая из которых выполняет свой собственную задачу по формированию природоведческой (экологической) культуры.
В то же время книги одной серии являются как бы ступенями, по которым читатель поднимается к книгам следующей серии. Так книги серии "Рассказы о природе", воздействуя на читателя прежде всего эмоционально, увлекают его природоведческой темой, выполняют роль первого проводника в Мир Природы и готовят к встрече с книгами из серии "Записки натуралиста", из которых читатель уже приобретает первые конкретные знания о жизни природы.
Далее следуют книги из серии "Школа Природы", которые уже открывают для читателя тот или иной конкретный Мир Природы (Мир Растений, Мир Птиц, Мир Воды и т.п.). А книги из серии "За волшебным колобком", книги-путешествия, раздвигают границы окружающего мира, приносят чувство Страны, чувство ответственности за всю Страну. Книги из серии "За тридевять земель" продолжаю эту работу за границами нашей Страны, принося с собой и ответственность за всю нашу Планету.
В проект "Природа" входят в настоящее время следующие серии: "Рассказы о природе", "Записки натуралиста", "Школа природы", "За волшебным колобком", "За тридевять земель".
Серия "Рассказы о природе"
Художественные и документально-художественные отечественные произведения, адресованные прежде всего детям дошкольного и младшего школьного возраста. Это самые первые шаги в Мир Природы, самое первое знакомство с живой жизнью.
Серия представлена такими именами, как: Б.Житков, Г.Скребицкий, В. Бианки, О.Перовская, В.Чаплина, И.Соколов- Микитов, М.Пришвин, А.Онегов, М.Зверев, Вл.Архангельский, Н. Никольский, Н.Никонов и др.
Книги этой серии будут успешно использованы как для школьной работы, так и для домашнего чтения.
Серия "Записки натуралиста"
Научно-художественные и документально художественные произведения отечественных авторов, которые помимо воспитания уважения, любви к природе приносят читателю и значительные знания о жизни природы, готовят его к более глубокому изучению Мира Природы. Это один из самых популярных жанров в нашей природоведческой литературе.
Серия представлена такими именами, как: Е. Спангенберг, А Формозов, П. Мантейфель, В. Бианки, Н.Сладков, А.Онегов и др.
Серия "Школа Природы "
Научно-художественные и научно-популярные произведения, приносящие конкретные знания того или иного Мира Природы.
Мир Растений - Н.Верзилин, А.Онегов
Мир Насекомых - И.Халифман, Е. Васильева.
Мир Воды - Н. Плавильщиков.
Мир Земли - А. Онегов.
Мир Птиц - Д. Кайгородов, А.Онегов.
Мир Леса - Д.Кайгородов, С. Огнев.
А также: А.Формозов, А.Ферсман, В. Обручев.
Серия "За волшебным колобком"
Книги-путешествия, книги - открытия родной земли.
Серия представлена такими именами, как: М.Пришвин, К. Паустовский, В.Арсеньев, И. Соколов- Микитов, А.Онегов и т.д.
Серия "За тридевять земель"
Книги-путешествия, книги- открытие Мира.
Потенциальные авторы: Д.Даррел, Фарли Моуэт, Антонио Арлетти, Э.Кольер, Ханс Лидман, У. Хиллен, А. Фидлер, Д.Хантер, К. Андерсон, П.Пфейффер и др.
Для качественного осуществления проекта автор предложения просит поручить ему общее редактирование (ответственность) за все без исключения издания проекта, которые, безусловно, потребуют очень качественной (современной, объективной) редактуры и очень точного и ответственного иллюстрирования, что возможно только при едином т.н. идеологическом руководстве.
Настоящий проект разрабатывался автором в течение многих лет, он включил в себя и опыт работы Природоведческой комиссии московской писательской организации, которую в то время возглавлял автор настоящего предложения.
Педагогическое, социальное значение проекта "Природа" несомненно.
А.Онегов (А.С.Агальцов)
Писатель-натуралист.
|