МИНИСТРУ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ ТРУТНЕВУ Ю.П.
Уважаемый Юрий Петрович!
Беспокоит Вас писатель Анатолий Онегов (Агальцов Анатолий Сергеевич).
Прежде всего, разрешите поблагодарить Вас за высокую оценку моего труда, отмеченного Почетной Грамотой Вашего Министерства.
Особенно тронули меня слова из Вашего письма:
"Минприроды России высоко оценивает вклад Анатолия Онегова в воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного у подрастающего поколения..."
Именно это глубокое понимание Вами того (бережное отношение, а там и воспитание любви к природе), чему я отдал большую часть своей жизни, и позволяет мне надеяться, что Вы внимательно отнесетесь к моему настоящему посланию.
Наверное, мне не надо убеждать Вас, что существует два пути сохранения нашей природной среды... Путь первый - "поставить возле каждого цветка милиционера"... Путь второй - воспитать у граждан страны доброе, бережное отношение к тому же цветку и тем самым сохранить ему жизнь.
Первый путь хоть и достоин пера юмориста-сатирика, но без строгого природоохранного законодательства не обходится пока ни одна страна, желающая сохранить доставшуюся ей природную среду обитания.
Но никакие законы не помогут, если граждане страны не будут чувствовать, знать свою связь с окружающей их природой. А воспитать такое качество у граждан страны способна только система природоведческого образования, которое должно начинаться для будущих граждан страны еще в дошкольном возрасте (домашнее воспитание и воспитание в дошкольных детских учреждениях) и продолжиться, пока они не достигли совершеннолетия (наукой давно доказано, что если ребенок лет до 14 не подружится с природой, то дальше верным другом природы он уже не будет и его поступки по отношению к природной среде уже придется сдерживать в основном строгим природоохранным законодательством).
Природоведческое образование в нашей стране впервые было введено в школьные программы в самом начале ХХ века. Именно тогда (в 1902 году) увидела свет книга (объемом около 700 страниц) "БЕСЕДЫ и РАССКАЗЫ о ПРИРОДЕ, составленные применительно к новым программам природоведения для низших классов средней школы. Часть первая: ОСЕНЬ, часть вторая: ВЕСНА".
Эти "БЕСЕДЫ" были составлены, как указывал автор М.Т. Ярошевская, "по Шахту, Аксакову, Кайгородову, Брему, Г.Вагнеру, Богданову, Ламперту, Фламмариону и другим".
Тексты книги сопровождали очень точные рисунки: соответственно по двум разделам - 235 и 258 рисунков.
В этих "БЕСЕДАХ" для низких классов средней школы было, пожалуй, все, что входило в то время в такие понятия, как природная среда и трудовая деятельность человека непосредственно в природе, на земле.
Я позволю себе предложить Вашему вниманию несколько знаковых цитат из этой замечательной работы:
"Люди, оторвавшиеся от природы, перестают ее чувствовать и перестают ее любить. Оторвавшись от природы, они теряют здоровье физическое и духовное...
Мы любим читать описания чужих далеких земель, описания картин чужой природы; мы готовы слушать рассказы об этом по целым часам. Нам хотелось бы знать до мельчайших подробностей все, что делается там, за морями, за горами. А знаем ли мы то, что ближе к нам? Знаем ли мы, что творится среди родной нашей природы?..
Наша северная природа не так богата и роскошна, как южная, но и в ней есть своя особенная, прелесть, и в ней происходят на каждом шагу разные любопытные явления, и в ней много чудес; нужно только уметь замечать их...
Итак, не будем думать, что в нашей северной природе нечем полюбоваться, что только там, на чужом юге да на западе она и хороша и разнообразна. Не будем верить, если нам кто скажет, что хороши только заморские страны, а в наших русских деревнях скука, и не на что смотреть, и нечего делать. Тот, кто скажет это, или не бывал в полях и лесах, или если бывал, то не умел смотреть хорошенько на все, что его окружало, что творилось каждую минуту перед его глазами, и на открытом поле, и в лугах, и в лесах - между зелеными ветками деревьев, и на самых ветках, и выше их, и под ними, на земле. Он не жил одной жизнью с природой: не видал, как раскрывались утром цветки, как кивали они ему своими пышными головками, как шевелили свежими листочками, и как блестели на этих листочках чистые капли росы, и как играли в этих каплях лучи солнца..."
Надо ли дальше говорить, что наше российское природоведческое образование изначально строилось именно на воспитании бережного отношения к родной природе, на воспитании любви к родной земле...
Как Вы, наверное, отметили, "БЕСЕДЫ и РАССКАЗЫ о ПРИРОДЕ", изданные в 1902 году были составлены по работам многих авторов, среди которых были и Аксаков, Кайгородов, Богданов...
Аксаков, Кайгородов, Богданов - это наша отечественная классика, без которой в то время не могло быть никакого природоведческого образования.
Шло время, природоведение стало неотъемлемой частью нашей советской школы (дошкольное и школьное образование). И теперь природоведческое образование поддерживалось уже и работами Пришвина, Соколова-Микитова, Бианки, Скребицкого... - это лишь малая толика тех писателей, которые и служили делу воспитания любви к Родной земле.
Именно в нашей стране впервые появились книжки, адресованные самым маленьким гражданам. Вспомните книжечки того же В. Бианки для дошколят... У меня лично до сих осталась самая добрая память о встрече с ними...
Казалось бы, все в наших руках, всегда гарантировано нам светлое будущее - ведь кто, как не мы, писатели-натуралисты старались воспитать у будущих граждан ответственность за живую жизнь... Но, увы, случилось худшее... И года два тому назад Директор Центра маркетинга ТД "Библио-Глобус" Лариса Веденьева в интервью газете "Новые известия" вынуждена констатировать: "Фактически утрачен жанр рассказов о природе и животных".
В чем причина этой катастрофы?..
Если в начале прошлого века введению в школах природоведения, так или иначе, сопротивлялась церковь (по церкви только человек создан по образу и подобию божьему, только у человека душа, все остальное лишь ему в услужение - позиция т.н. ультраантропоцентризма), то сейчас у нашего, практически вырубленного под корень, природоведческого образования другие недруги - это, прежде всего, практика частного издания...
Книгу рассказов о природе для детишек надо издавать хорошо, красиво, с добротными рисунками. А такие проекты дороги.
Я могу привести в пример хотя бы свой личный опыт - последняя моя книжечка рассказов о природе для детей увидела свет еще при советской власти в государственном издательстве. Позже я мог кое-что публиковать только в журнале "Юный натуралист". Ни одно из издательств, которые я неплохо знаю, не рискнуло издать сборник моих коротких повестушек, посвященных отношениям человека и животных ("Избушка на озере"). Так что сегодня все, что я могу предложить читателям, я выкладываю лишь на свой сайт в интернете ( www . onegov . ru ). На сайте есть страница "книжная полка", где для широкого доступа выложены и мои работы, адресованные детишкам: "Избушка на озере", "Здравствуй, Мишка...", "Петькин снегирь". И работы эти, не смотря на их довольно таки большой объем, постоянно скачиваются.
Но интернет - это не книга, поступившая в ту же районную детскую библиотеку, где ее увидят и ученики, и учителя. А без книги, так или иначе дошедшей до школы, не возможно никак вернуть ребятишкам систему природоведческих знаний.
Сделать что-то здесь по линии Министерства образования, видимо, практически невозможно: за содержание школьных программ порой идет борьба "гигантов", особенно в части знаний, определяющих мировоззрение учеников...
В свое время я готовил передачи и для телевидения и для радио - для детской редакции Всесоюзного радио с 1971 года по 1983 год я подготовил 25О передач "Школа Юннатов". Так что о и телевидении и о радио, о прошлых и нынешних, я имею некоторое представление. Дорога сегодня к тому же микрофону напрочь закрыта для нашей откровенной природоведческой темы, а если что-то и проскакивает по теме, то чаще всего обряжается в такие шутовские одежды, что пользы от такого разговора весьма сомнительна...
С 1991 года я от зимы до зимы обитаю в Борисоглебском районе Ярославской области, где приобрел в свое время небольшой крестьянский домишко, посадил сад, устроил огород, завел пчел. Именно здесь в течение пяти лет я, вспомнив свой опыт работы над радиопередачами "Школа Юннатов", с помощью районной центральной детской библиотеки п. Борисоглебский проводил конкурсы "Родная природа". Здесь меня, прежде всего, интересовало: осталась ли у нынешних детей тяга к природе?
И мы стали получать каждый год более 100 работ из разных уголков района. Все поступившие работы (рисунки, поделки, рассказы, стихи и даже фотографии) мы отмечали Почетными грамотами, а за те работы, которые немного получше, награждали книгами. Материальное обеспечение конкурса лежало на мне.
Конкурс "Родная природа" сдружил меня не только с местной детской библиотекой - моими единомышленниками оказались и руководители центральной областной детской библиотеки города Ярославля. Тут и возник у нас совместный план.
Мы предполагали найти где-то деньги и издать для начала пару сборников рассказов, посвященных природе. Для этой цели я безвозмездно отдавал подготовленные к печати свои книги: "Избушка на озере" и "Здравствуй, мишка". Книги предполагалось издать хорошо, с хорошими рисунками, т.е. сделать то, за что частные издательства не брались. А дальше раздать эти книги по районным библиотекам области вместе с методической рекомендацией центральной областной детской библиотеки: разместить эти книги на стенде "Родная природа", провести по этим книгам чтения-обсуждения в библиотеках с привлечением учителей школ.
Так можно было бы сделать самый первый шаг к возвращению в нашу жизнь природоведческого образования.
Для этой цели требовалось не так уж много денег... На область примерно 25 районных детских библиотек, в каждую такую библиотеку по 25 экземпляров каждой книги (с учетом рассылки книг по сельским библиотекам). Итого, максимум 1000 экземпляров каждой книги. Издавать и рассылать сразу надо было как минимум две книги, чтобы произвести впечатление серьезного мероприятия - одна единственная книга могла не произвести должного впечатления.
Собственно говоря, тут мы не сделали никакого особого открытия - в ярославской области до этого активно работал фонд Сороса, книги, изданные этим фондом, безвозмездно рассылались по районным библиотекам...
А почему бы и нам не создать некий благотворительный фонд "Родная природа"? Ведь денег требовалось не так уж и много. Те же 1000 экземпляров одной книги можно было издать в Ярославле в то время за 100 000 рублей (по 100 рублей за экземпляр)... Итого, для издания двух книг каждая тиражом в 1000 экземпляров требовалось всего 200000 рублей.
Но спонсора для такого дела мы тогда так и не нашли... Так что далее остается только надеяться, что кто-то проникнется пониманием того, ради чего и бьюсь я уже не один год...
Еще при советской власти я активно боролся за то, чтобы вернуть природоведческую культуру в полном объеме в нашу жизнь, видя, что поле, на которое в свое время упали лучшие семена, становится все уже и уже. Все это время мне удавалось успешно работать в том числе и для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общий тираж таких моих работ достигал в то время почти 5 миллионов экземпляров. Были здесь и совсем тоненькие книжечки, посвященные птицам, цветущим травам, были и серьезные работы, такие как книги из серии "Школа Юннатов" ("Наши пернатые друзья и соседи", "Твой огород", "Живой уголок"). Серию "Школа Юннатов" закончить уже не удалось.
Ну, а теперь вот готов я, как нынче говорится, поклониться любому богатому дяде (не преследуя никакой личной выгоды): мол, помогите подарить нашим детишкам, видимо, нужные им книги - книги, с которых, м.б. и начнет возвращаться к нам замечательное в прошлом отечественное природоведческое образование...
Кстати, в настоящее время ПРИРОДОВЕДЕНИЕ, как предмет в наших школах отсутствует.
Уважаемый Юрий Петрович!
Я очень хочу надеяться, что Вы, кому не безразлична тема "человек и природа" (на днях я с большим удовольствием читал Ваше интервью "Российской охотничьей газете") воспримете это мое письмо с должным вниманием. И может быть, что-то подскажете со своей стороны...
Очень хотелось бы издать нужные ребятишкам книги не в системе коммерческих издательств, а в рамках какого-нибудь общественного фонд, который можно было бы создать при Вашем ведомстве или при Вашем личным покровительстве.
В свое время мои друзья были одержимы идеей создать "Фонд А.Онегова", который и занимался бы описанной выше благотворительной деятельностью. Но сам я человек небогатый, а кого-то из обеспеченных людей, кого можно было бы заинтересовать нашими предложениями, найти, увы, не удалось.
Вот на таком перепутье я и нахожусь...
Поверьте мне... Я могу относительно спокойно проводить время у себя в "имении"... У меня неплохая собачка - английский сеттер, есть транспорт (Уаз-буханка), есть крестьянский домишко, сад, огород, пчелы, есть пенсия и качественные продукты от земли, есть добрые читатели моих книг, теперь есть и благодарные посетители моего сайта... Но не могу я быть счастливым только от собственного благополучия - я родился в семье педагога, и желание нести детям разумное, доброе, вечное досталось мне по наследству, и это желание в себе мне никак не усмирить.
С глубоким уважением
Ваш Анатолий Онегов
16 февраля 2010 года
Москва. 107553. Б.Черкизовская, 20-1-26.
Дом. тел. в Москве 499-162-06-53.
В Москве я нахожусь до первых чисел апреля. А с апреля по ноябрь мой адрес: Ярославская обл. Борисоглебский район. п/о Сущево. Деревня Гора Сипягина.158175
Телефон: 8-903-822-65-51
Вместе с этим письмом передаю Вам на память свои книжечки, изданные в 2002 году - это взрослая проза.
Будет желание и возможность, загляните на мой сайт www . onegov . ru . В самое ближайшее время здесь будет выложена моя работа-размышление "Охота" (на странице "Уроки земли - Гора Сипягина"). Может быть, что-то тут Вас заинтересует.
|